Информер праздники сегодня
 
         

Анализ работы Управления образования, образовательных организаций за 2012-2013 учебный год.

Проблемы, пути решения, приоритетные направления на 2014 – 2015 учебный год.

Содержание.

  1. 1. Введение.
  2. 2. Общая характеристика системы образования муниципального района «Троицко-Печорский», подведомственная Управлению образования.
  3. 3. Развитие системы дошкольного образования.
  4. 4. Развитие системы общего образования.
  5. 5. Развитие воспитательной деятельности и внеурочной занятости обучающихся.
  6. 6. Развитие системы дополнительного образования.
  7. 7. Организация работы с одаренными детьми.
  8. 8. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
  9. 9. Круглогодичное оздоровление и отдых обучающихся.
  10. 10. Развитие кадрового потенциала.
  11. 11. Осуществление контрольной деятельности Управления образования.
  12. 12. Финансирование отрасли «Образование».

Анализ работы управления образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский», образовательных организаций, подведомственных Управлению образования, является отчетом управления образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о состоянии (2013-2014 учебный год) и перспективах развития системы образования на территории муниципального района «Троицко-Печорский».

Основными целями отчета являются: обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса, включая представителей общественности, обеспечение прозрачности функционирования муниципальной системы образования; информирование потребителей образовательных услуг о приоритетных направлениях развития муниципальной системы образования, планируемых мероприятиях и результатах деятельности.

Отчет управления образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский» адресован широкому кругу читателей: представителям органов местного самоуправления, работникам системы образования, обучающимся и их родителям, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам.

1. Введение.

Деятельность управления образования администрации муниципального района «Троицко – Печорский», муниципальных образовательных организаций (далее - МОО) в 2013– 2014 учебном году была направлена на решение задач, позволяющих реализовать приоритет развития отрасли: обеспечение доступности качественного образования и создание в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся при эффективном использования ресурсов:

-формирование системы управления качеством образования;

-переход на федеральные государственные стандарты второго поколения;

- осуществление контрольной деятельности за обеспечением исполнения законодательства в области образования на территории района в подведомственных образовательных организациях;

- совершенствование нормативной базы системы образования;

- укрепление и развитие воспитательных функций системы образования; совершенствование системы дополнительного образования;

- совершенствование системы круглогодичного оздоровления и отдыха детей;

- обеспечение повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций;

- оптимизация сети образовательных организаций;

- сохранение и развитие кадрового потенциала;

- создание безопасной среды в образовательных организациях путем обеспечения соблюдения норм санитарного законодательства, пожарной и антитеррористической безопасности;

- реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», направлений образовательной инициативы «Наша новая школа», модернизации дошкольного и общего образования;

- обеспечение исполнения Указов, Посланий Президента РФ в области образования;

- расширение использования современных образовательных технологий в образовательном процессе;

- развитие межведомственного взаимодействия в решении проблем сохранения и укрепления здоровья школьников, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

- обновление материально – технической базы образовательных организаций;

- усиление финансово-хозяйственной ответственности и самостоятельности образовательных организаций района.

В целях комплексного подхода к вопросам развития муниципальной системы образования в первой половине 2013-2014 учебного года (2013 год) продолжена работа по реализации 5 долгосрочных целевых программ, принятых на муниципальном уровне; в 2014 году работа организована по реализации муниципальной программы «Развитие образования» и Плана мероприятий по организации работы, направленной на функционирование и развитие муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории муниципального района «Троицко – Печорский», на 2014 год».

Организовано исполнение межведомственных муниципальных планов мероприятий. Обеспечивается выполнение 4 Соглашений, заключенных между МО РК и администрацией района (Управлением образования как уполномоченным органом) о предоставлении субсидий из республиканского бюджета РК в рамках Государственной программы Республики Коми «Развитие образования»:

- на укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных организаций;

- на обеспечение мер пожарной безопасности образовательных организаций.

- На мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей в 2014 году.

- На мероприятия по организации питания обучающихся 1-4 классов.

Осуществляется работа по исполнению постановлений и распоряжений администрации муниципального района «Троицко-Печорский», изданных по Указам Президента Российской Федерации:

- «О стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы на территории муниципального района «Троицко-Печорский»;

- «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы в муниципальном образовании муниципальный район «Троицко-Печорский», направленные на повышение эффективности образования»;

- «Об утверждении плана мероприятий муниципального района «Троицко – Печорский» по реализации в 2014 году основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации».

-Реализуются в соответствии с планом мероприятия по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В 2013-2014 уч. году Управлением образования, образовательными организациями проведена значительная работа по приведению в соответствие локальных актов в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В новом формате была организована работа по закупкам для нужд муниципальных образовательных организаций в связи с вступлением в силу Федерального Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; разработана нормативная база для реализации данного закона, организована курсовая подготовка работников Управления образования и образовательных организаций. Значительно вырос уровень самостоятельности руководителей образовательных организаций в ведении финансово-хозяйственной деятельности и принятии решений организационно-управленческого характера.

2. Общая характеристика системы образования муниципального района «Троицко-Печорский», подведомственная Управлению образования.

Важнейшим показателем состояния системы образования в районе является доступность получения дошкольного, общего образования и степень их развития.

Сеть образовательных организаций муниципального района «Троицко-Печорский» позволяет обеспечить конституционные права граждан на получение бесплатного дошкольного и общего образования с учетом потребности различных категорий граждан.

В муниципальной системе отрасли «Образование» на конец 2013-2014 учебного года функционирует сеть муниципальных образовательных организаций, состоящая из 20 организаций:

1. Дошкольные образовательные организации- 6 (30%).

2. Общеобразовательные организации:

- образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста-2 (10%);

- общеобразовательные учреждения-10 (6 средних школ и 4 основных школы) (50%);

- вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение-1 (5%).

3. Образовательная организация дополнительного образования детей-1 (5%).

С целью рационального использования финансирования, предусмотренного на функционирование и развитие муниципальной системы образования, и обеспечения доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов продолжена работа по реализации плана оптимизации сети образовательных организаций: ликвидация юридических лиц путем присоединения:

- в 2014 г. МДОУ «Детский сад» пст. Комсомольск-на-Печоре реорганизовано в структурное звено МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» пст. Комсомольск-на-Печоре;

- 1 сентября 2014 г. произойдет присоединение дошкольной организации пст. Якша к средней школе и дошкольной организации пст. Знаменка к основной школе, реорганизации средней школы пст. Митрофан-Дикост в основную школу.

Основной причиной процесса реорганизации сельских малокомплектных школ и дошкольных организаций является наличие нерациональных затрат на ремонт зданий и помещений и коммунальные услуги организаций, совершенствование материально-технической базы, обновление учебных и методических материалов, в том числе путем слияния материально-технической базы и оборудования для пищеблоков и медицинских кабинетов.

В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» руководителями 7 (35%) МОО проведена работа по внесению изменений в Уставы (МБОУ СОШ №1 пгт. Троицко-Печорск; МБОУ СОШ пст. Комсомольск-на-Печоре; МОУ СОШ пст. Якша; МОУ ООШ пст. Нижняя Омра; МБОУ СОШ с.Усть-Илыч; МОУ «НШ-ДС» д.Еремеево; МОУ «НШ-ДС» пст.Белый Бор).

Остается проблемой несвоевременность организации работы руководителей образовательных организаций по внесению изменений в Уставы и обновление локальных актов ОО в связи с изменениями в законодательстве.

Все МОО по организационно-правовой форме - бюджетные учреждения.

Лицензию на право ведения образовательной деятельности имеют 16 МОО (80%).

Бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности имеют 16 ОО (80%): в т.ч.

- дошкольные – 3 (50 %);

- ОО для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 1 (50%);

- общеобразовательные организации - 10 (100%);

- вечерняя (сменная) школа -1(100%);

- организация дополнительного образования детей-1 (100%).

Отсутствуют лицензии на право ведения образовательной деятельности в 4-х образовательных организациях: МДОУ «Детский сад» с.Усть-Илыч, МДОУ «Детский сад» пст. Знаменка; МДОУ «Детский сад» пст. Якша; МОУ «НШ-ДС» д.Еремеево.

В связи с оптимизацией сети образовательных организаций требуется переоформление лицензии:

- МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск, МОУ СОШ пст. Митрофан-Дикост – в связи с изменением вида образовательной организации;

- МОУ СОШ пст. Приуральский, МБОУ СОШ пст.Комсомольск-на-Печоре - осуществление образовательного процесса по двум адресам.

60% МОО имеют свидетельство о регистрации права на здание, свидетельство о регистрации права на землю. Необходимо отметить, что данная работа активизировалась в 2013-2014 учебном году: в сравнении с этим же периодом прошлого года только 20 % ОО имели данные документы.

Согласно плану работы Управления образования и с целью установления соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по образовательным программам, указанным в лицензии, в 2013-2014 уч. г. проведена аккредитационная экспертиза образовательной деятельности МБОУ СОШ пст.Комсомольск-на-Печоре, МОУ СОШ пст. Якша, МБОУ СОШ с. Усть-Илыч.

По результатам экспертизы деятельность данных образовательных организаций в основном соответствует заявленному типу и виду.

Свидетельства о государственной аккредитации сроком действия на 12 лет получены 11 МОО (84,6%).

В 2013-2014 учебном году муниципальными образовательными услугами было охвачено 764 воспитанника дошкольных организаций и 1351 обучающийся общего образования (20 из них - обучающиеся вечерней школы).

Сохраняется дальнейшая тенденция снижения количества обучающихся в образовательных организациях района, в т.ч. по всем уровням обучения:

Процесс оптимизации сети образовательных организаций не решает проблему низкого показателя наполняемости классов сельских школ и, как следствие, неэффективных расходов отрасли. Показатель средней наполняемости классов по району уменьшился по сравнению с прошлым годом с 10 на 9,8. Маленькая наполняемость классов также оказывает влияние и на формирование личности обучающихся, в том числе социализацию и адаптацию подростков в новом коллективе.

3. Развитие системы дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» в 2013-2014 учебном году проводилась работа по исполнению государственной политики РФ и РК в области дошкольного образования - предоставление качественной муниципальной услуги родителям (законным представителям) и снижение очередности в ДОО.

В течение учебного года в связи с реорганизационными мероприятиями изменилась сеть образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования: уменьшилось количество детских садов, увеличилось количество дошкольных групп при общеобразовательных организациях.

Сегодня она представлена следующими типами и видами:

Сохранилось количество групп (36) в МОО, реализующих программу дошкольного образования.

В сравнении с прошлым годом увеличился показатель количества детей, охваченных услугами дошкольного образования. Это связано в том числе с исполнением указов Президента РФ и исполнением мероприятий «дорожной карты» по обеспечению граждан услугами дошкольного образования: с 1 сентября 2013 г. был осуществлен 100% охват услугой дошкольного образования детей от 4 до 7 лет.

В образовательные организации, реализующие программу дошкольного образования, было принято в 2013-2014 году 204 ребенка.

По состоянию на 01.01.2014 года в очереди на получение места в ДОО зарегистрировано 171 заявление. 150 детям будут предоставлены места с 01.09.2014 года. Очередность в детские сады райцентра составила на 01.06.2014 года - 25 заявлений. С 1 сентября 2014 г. услугами дошкольного образования будет обеспечен 100 % охват детей с 3 до 7 лет. С целью ликвидации очередности в ДОО пгт. Троицко-Печорск проведена работа по переоборудованию и ремонту помещения, приобретению твердого и мягкого инвентаря для открытия с 01.09.2014г. дополнительной группы на базе МДОУ «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» пгт. Троицко-Печорск. В соответствии с Государственной программой Республики Коми «Развитие образования» подпрограммой «Развитие системы дошкольного образования в Республике Коми» муниципальному району выделена субсидия в размере 555 000 руб. на проведение ремонтных работ, приобретение мебели и необходимого оборудования для открытия дополнительной группы в МДОУ №3 пгт. Троицко-Печорск. В декабре 2013 года направлены обоснования о необходимости строительства детского сада в пгт. Троицко-Печорск в Правительство РК, администрацию Главы РК, Государственный Совет РК. Из муниципального бюджета выделено 3 000 000 рублей на подготовку проектно-сметной документации для строительства нового детского сада.

С целью обеспечения прав граждан муниципальной услугой предоставления дошкольного образования и сохранения системы дошкольного образования в районе предусмотрены различные формы получения дошкольных образовательных услуг:

- посещение ДОО в режиме полного дня, по кратковременному режиму пребывания с одно- и двухразовым питанием,

- посещение при МОУ ДОД «ЦВР» детского объединения «Школа будущего первоклассника» для неорганизованных детей пгт. Троицко-Печорск от 5 до 7 лет,

- консультативный пункт для родителей (законных представителей) на базе МДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида» пгт. Троицко-Печорск с целью оказания педагогической и психолого-логопедической консультативной помощи.

Из данных форм востребованы были в течение года - посещение ДОО в режиме полного дня и объединение «Школа будущего первоклассника».

Ежегодный мониторинг посещаемости детьми ДОО в сравнении с прошлым учебным годом показывает увеличение фактической посещаемости детьми ДОО на 7% (2012 -2013 уч.г.- 69%, 2013-2014-76%).

В сравнении с прошлым учебным годом отмечена тенденция снижения пропуска детодней по болезни в среднем по району на 122 дд., и значительное снижение пропуска дней по неуважительной и уважительной причинам по району: 2012-2013 учебном году -29280, в 2013-2014уч. году – 3164, как следствие увеличение показателя посещаемости детьми ДОО.

Основным показателем, подтверждающим качество системы дошкольного образования, является подготовка детей к обучению в школе. Мониторинг качества знаний детей подготовительных групп образовательных организаций района в сравнении с прошлым учебным годом выявил стабильный показатель по образовательной области «Коммуникация» («Допустимый» уровень); по образовательной области «Познание» «Оптимальный» уровень.

На 01.06.2014 года из 368 детей дошкольного возраста 365 человек (99%) охвачены организованными формами предшкольного образования:

- 356 чел.(97,5 %) в образовательных организациях;

- 9 чел. (2,5%) в организации дополнительного образования (МОУ ДОД «ЦВР»).

В МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» (творческое объединение «Школа будущего первоклассника») 9 воспитанникам предоставлялись меры социальной поддержки за счет муниципального бюджета как семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, имеющим детей дошкольного возраста (5-7 лет), в виде организации бесплатного одноразового питания (обед) на период подготовки их к школе. Средства муниципального бюджета за период с сентября 2013 года по май 2014 года, использованные на эти цели, составили 16 251,57 рублей.

Выпуск детей в школу 2013-2014 учебном году составил - 154 ребенка: 2011-2012 у.г.-131, 2012-2013 у.г.-109 детей.

В 2013-2014 учебном году проведена большая работа по формированию на муниципальном уровне нормативной правовой базы, регламентирующей предоставление муниципальной услуги дошкольного образования в соответствие с требованиями закона «Об образовании в РФ». Принято 8 нормативных документов, предусматривающих:

- порядок оплаты за присмотр и уход за детьми в ДОО,

- предоставление компенсации части родительской платы,

- прием в ДОО в соответствии с требованиями законодательства. Постановлением администрации МР была утверждена методика расчета нормативов затрат по присмотру и уходу за ребенком в ДОО, на основании которой определен размер родительской платы за присмотр и уход за детьми, определена дифференцированная оплата за присмотр и уход в ДОО.

На основании решения Совета муниципального района «Троицко-Печорский» приняты акты, освобождающие родителей от родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 100%, имеющих детей-инвалидов, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих детей с туберкулезной интоксикацией. С 01.01.2014 года за счет средств муниципального бюджета обеспечивается финансирование расходов за присмотр и уход 25 детей льготных категорий: 4 ребенка – инвалида и 21 ребенок, оставшийся без попечения родителей. Сумма муниципальных средств по оплате расходов за период с января по май 2014 года составила 139 604,29 рублей.

Продолжена работа по предоставлению мер социальной поддержки различным категориям семей, имеющих детей предшкольного возраста и часто болеющих (или с ранним проявлением туберкулезной инфекции) детей. В МДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида», «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» пгт. Троицко-Печорск предоставлялись данные меры социальной поддержки семьям, дети которых посещают подготовительные группы (4 гр.), с охватом 109 воспитанников. Сумма целевых средств муниципального бюджета за учебный год составила - 226 293,77 рублей.

Руководителями ряда образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования, проводится целенаправленная работа по организации дополнительного образования воспитанников. В сравнении с прошлым учебным годом отмечается положительная динамика увеличения ДОО, обеспечивающих дополнительное образование детей. Охвачено было дополнительным образованием 294 дошкольника из 5 образовательных организаций района через 10 кружков различной направленности, организованных вне режима работы ОО.

Активизировалась работа по межведомственному взаимодействию ДОО с МОУ ДОД «ЦВР», так как 90 % кружков организовано через центр внешкольной работы. Результатом организованной в данном направлении работы является участие дошкольников в районных конкурсах музыкальной направленности, спортивных соревнованиях.

В МДОУ № 1 пгт. Троицко-Печорск организовано дополнительное образование по обучению коми разговорной речи 165 детей по программе «Парма».

Систему дошкольного образования обслуживает 206 работников, в т.ч. 6 человек - административный персонал, 65 педагогических работников, 135 работников вспомогательного персонала.

Дошкольные организации на 97,4 % обеспечены педагогическими кадрами (вакансии музыкальный руководитель, педагог-психолог), на 100% обслуживающим персоналом.

В 2013-2014 учебном году руководителями ДОО проведена на хорошем уровне организационно-управленческая работа по охвату родителей компенсационными выплатами, в результате которой обеспечен 100% охват родителей и увеличение данного показателя по сравнению с прошлым учебным годом (с 99% до 100%.).

Сумма целевого финансирования республиканского бюджета на ежемесячную оплату компенсации части родительской платы за 2013 год составила – 2 631 800 рублей, за январь-май 2014 года – 1 527 912,29 рублей.

С целью определения качества предоставления муниципальной дошкольной образовательной услуги было проведено анкетирование 183 родителей, дети которых посещают 15 ДОО района. Итоги анкетирования позволяют сделать выводы, что родители в целом удовлетворены предоставляемой муниципальной услугой:

- Педагоги знакомят с успехами, достижениями ребенка (постоянно) - 151(82,5%)

- Устраивает стиль общения работников детского сада -181 (99%)

- Складываются отношения с педагогами детского сада – доброжелательные-171 (93%)

- Удовлетворяют уход, воспитание и обучение, которые получает ребенок в ДОО -158 (86%)

- Довольны организацией питания в детском саду-156(85%)

- Удовлетворяет качество оздоровительной работы в детском саду-185 (90%)

- Качество предоставляемой образовательной услуги по подготовке ребенка к школе: 4 балла – 62 (34%), 5 баллов-106 (58%).

С января 2014 года постановлением администрации МР «Троицко-Печорский» утвержден регламент муниципальной услуги, в соответствии с которым обеспечивается прием документов на получение места в ДОО с обязательным вводом данных в государственную информационную систему (ГИС) «Электронное образование», в связи с чем была проведена работа по оснащению ДОО компьютерной техникой.

Управление образования информирует общественность о предоставлении гражданам услуг дошкольного образования. Совместно со специалистами общественной приемной при Главе Республики Коми в апреле 2014 г. проведена «прямая линия» по теме «Предоставление дошкольных образовательных услуг населению».

Во исполнение Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и реализации государственной политики в сфере дошкольного образования в 2013-2014 уч. г. была организована работа по переходу ОО, реализующих программу дошкольного образования, на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Впервые в этом учебном году была организована работа педагогов ДОО по участию в вебинарах, в том числе по проблеме «Обсуждение проекта ФГОС ДО».

В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие образования на 2011-2015гг.» по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» было обеспечено участие 2 заведующих и 1 воспитателя в республиканской научно-практической конференции «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования: итоги, инновации, перспективы».

С целью обеспечения теоретической и практической готовности педагогических работников ОО к реализации ФГОС ДО в период с сентября 2013 по май 2014 года была организована курсовая подготовка 10 педагогических работников ОО различных категорий, что составляет 14 %.

В 2014-2015 уч. году планируется пригласить преподавателей института развития для проведения курсовой подготовки в пгт.Троицко-Печорск, что позволит обеспечить больший охват.

В целом анализ системы дошкольного образования в районе за последние 3 года показывает удовлетворительный уровень предоставления муниципальной образовательной услуги:

-сохранена сеть МОО, обеспечивающих услугу дошкольного образования;

- сохранено количество групп - 36;

- применяется видовое разнообразие ОО, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- обеспечиваются по запросу альтернативные формы дошкольного образования неорганизованных детей;

- увеличилось в 3 раза количество семей (с 6 до 17) с охватом 23 ребенка, получающих муниципальную услугу дошкольного образования за счет государственного сертификата на материнский (семейный) капитал о содержании ребенка в дошкольной образовательной организации;

- создаются условия для пребывания воспитанников в ДОО (приобретение твердого и мягкого инвентаря, мебели, проведение ремонтных работ, своевременное устранение предписаний надзорных органов).

Остается нерешенным ряд проблем, выявленных в том числе и в предыдущие годы: не происходит возрастного обновления, омоложения контингента педагогов ДОО; низкая активность участия в конкурсах профессионального мастерства; низкий квалификационный уровень педагогов дошкольного образования; не на должном уровне проводится работа по недопущению и разрешению конфликтных ситуаций в коллективах и с родителями; требует обновления учебно-методическая база ДОО; недостаточный уровень организационно-управленческой работы в ОО по переходу ФГОС ДО.

4. Развитие системы общего образования.

Услугами общего образования в образовательных организациях Троицко-Печорского района охвачено 1351 человек.

Основная форма обучения– дневная (очная).

Созданы условия для организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями: при МОУ ООШ пст. Нижняя Омра 18 обучающихся учатся по специальным (коррекционным) программам VIII вида; детей-инвалидов (на конец 2013-2014 учебного года численность таких детей составляет 25 человек).

В ОО района организовано индивидуальное обучение на дому 16 обучающихся.

На территории района продолжается реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в соответствии с которой и другими нормативными документами федерального, республиканского уровней продолжается поэтапный переход на обучение по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения начального общего образования.

В 2013-2014 году 387 обучающихся 1-3-х классов учились по ФГОС НОО.

В МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко – Печорск в 5 классе (21 человек) в пилотном режиме осуществлялось внедрение ФГОС основного общего образования.

Управлением образования, муниципальными образовательными организациями проводилась определенная организационная и методическая работа в соответствии с основными направлениями утвержденного плана-графика по реализации ФГОС НОО, включающая координационную деятельность по обеспечению учебной литературой, участию в республиканском мониторинге по введению ФГОС НОО. Проведен анализ результатов промежуточного и итогового мониторинга формирования универсальных учебных действий, уровня успеваемости обучающихся. В соответствии с планом – графиком повышения квалификации учителей начальных классов все педагоги прошли обучение. Вопрос внедрения ФГОС НОО был рассмотрен на коллегии администрации муниципального района «Троицко – Печорский» при участии заместителя министра образования Республики Коми Беляева Д.А.

В течение учебного года в образовательных организациях проведены семинары учителей начальных классов по вопросам реализации ФГОС НОО. Обобщён опыт работы через открытые уроки, выступления на педагогических советах, заседаниях методических объединений, районном совещании руководителей ОО. Администрацией школ и педагогами проводилась информационно – разъяснительная работа с родителями обучающихся: ознакомление с целью и задачами, особенностями образования в соответствии с ФГОС, анкетирование с целью определения направлений внеурочной деятельности; при активном участии родителей созданы портфолио обучающихся, проведены совместные воспитательные мероприятия.

Анализ мониторинга формирования универсальных учебных действий (УУД) в 1 классе выявил положительную динамику формирования личностных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся по сравнению со стартовой диагностикой; во 2 классе - регулятивных, познавательных, коммуникативных; в 3 классе выявил положительную динамику формирования всех видов УУД.

Вместе с тем, не все запланированные мероприятия выполнены. Это связано с отсутствием целенаправленного методического сопровождения по внедрению ФГОС НОО в связи с неукомплектованностью методического кабинета управления образования.

В 7-ти общеобразовательных организаций района ведется предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов с охватом 118 человек. В 2013-2014 уч.г. наблюдается увеличение количества школ, классов, в которых проводилась предпрофильная подготовка.

В 10-11 классах ( 4 класса) МБОУ СОШ № 1пгт. Троицко-Печорск осуществлялось профильное обучение с охватом - 91 человек.

В 2013-2014 уч.г. в МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко – Печорск из 3 десятых классов в 2-х осуществлялось профильное обучение, 1 класс- универсальный. На конец учебного года значительная часть обучающихся универсального класса выбыла из ОО по причине неуспеваемости. Часть обучающихся 10 – х классов переведена условно. Анализ ситуации свидетельствует о недостаточной работе педагогического коллектива, администрации по сохранению контингента обучающихся на среднем уровне обучения и недостаточной профориетационной работе с обучающимися на основном уровне обучения, в т.ч. ОО, откуда дети прибыли в СОШ № 1.

В общеобразовательных организациях района организовано этнокультурное образование. Изучение коми языка как государственного осуществляется во всех МОО с охватом 899 обучающихся; изучение коми языка как родного в 3-х ОО с охватом 21 обучающийся; факультативно изучают в 4-х ОО с охватом 61 человек.

В целом изучение коми языка в ОО района за последние три года остаётся на одном уровне, имеется небольшое увеличение на 4,3 % в сравнении с прошлым учебным годом.

Результаты учебной деятельности дневных образовательных организаций по итогам учебного года в целом свидетельствуют о снижении уровня обученности, который составляет 97,2% (2012 – 2013 уч.г. – 98,1 %), с результатами вечерней школы 97,1%; увеличении качества знаний обучающихся 37 % (2012 – 2013 уч.г. – 34,7%), с результатами вечерней школы качество знаний обучающихся составляет 33% (2012 – 2013 уч. г. – 34 %).

Похвальные листы за отличную учебу вручены 19 обучающимся из 6 ОО:

-МБОУ СОШ №1 пгт. Троицко-Печорск – 6 чел.,

-МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск – 6 чел.,

- МОУ СОШ пст. Приуральский – 3 чел.,

- МОУ СОШ пст. Якша – 1 чел.,

- МОУ ООШ пст. Нижняя Омра – 1 чел.,

- МБОУ СОШ пст. Комсомольск – на – Печоре – 2 чел.

Отлично закончили школу 50 обучающихся (в 2012-2013 уч.г – 31): в 1-4 классах – 18 чел., 5-9 класса – 25 чел., 10-11 классах – 7 человек;

- на «хорошо» и «отлично» - 396 (в 2012-2013 уч.г. – 385), в том числе на уровне начального общего образования – 172 чел., основного общего – 200 чел., среднего общего – 24 чел.

Несмотря на уменьшение количества обучающихся в целом по району отмечается увеличение количества лучших обучающихся и отличников.

Похвальные грамоты «За особые успехи в изучении отдельных предметов» по итогам учебного года и результатам государственной итоговой аттестации вручены 1-му выпускнику 9-го класса (МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко – Печорск) и 6-ти выпускникам 11-х классов (МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко – Печорск, МБОУ СОШ пст. Приуральский).

Аттестаты с отличием по окончании 9-го класса вручены 2 обучающимся (МБОУ СОШ пст. Комсомольск-на-Печоре, МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск). 5 обучающихся 11-х классов окончили школу с золотой медалью «За особые успехи в учении»: 3 обучающихся МОУ СОШ пст. Приуральский, 2 – МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск.

Значительно увеличилось количество обучающихся, переведенных условно в следующий класс - 13 человек: ООШ пст. Нижняя Омра (2), МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко – Печорск (11).

По сравнению с прошлым учебным годом увеличилось количество обучающихся, оставленных на повторный курс обучения, - 16: обучающихся начальных классов – 3, обучающиеся 5-9 кл. – 13 чел. (10 чел. из 9 кл.. в т.ч. не прошедшие ГИА). Увеличение данных показателей произошло в том числе по причине проведения ГИА в новой форме для об-ся 9-х классов в штатном режиме и в связи с новым порядком организации работы с неуспевающими обучающимися в соответствии с законодательством.

Не изменилось количество обучающихся, закончивших школу со справкой - 14, из них 12 обучающихся 9 класса (7 - МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко – Печорск, 3 – МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск, 2 – МОУ ООШ пст. Нижняя Омра), 2 – обучающийся 11 классов (МВ(с)ОУ «В(с)ОШ» пгт. Троицко-Печорск).

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования продолжена работа по созданию системы проведения государственной итоговой аттестации обучающихся IX классов с участием государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

В IX классах в 2014 году обучалось 128 выпускников, из них 125 в дневных общеобразовательных организациях, 1 в вечерней школе и 2 человека по программе специального коррекционного обучения.

К государственной итоговой аттестации с участием ГЭК были допущены 122 человека (121 из дневных образовательных организаций и 1 - из вечерней школы).

Государственная итоговая аттестация обучающихся IX классов проведена для всех обучающихся общеобразовательных организаций района по двум обязательным предметам:

математика– 122 чел.;

русский язык– 122 чел.;

предметам по выбору: химия– 5 чел., обществознание – 16 чел., биология– 10 чел., география - 15 чел. (МБОУ СОШ №1 пгт. Троицко-Печорск).

Результаты государственной итоговой аттестации свидетельствуют об увеличении среднего бала по русскому языку в сравнении с прошлым годом.

В связи с неудовлетворительными результатами в резервные дни повторную государственную итоговую аттестацию проходили по русскому языку – 2 человека (1,6%), по математике- 14 человек (11,4 %) из числа обучающихся по программе основного общего образования.

Не получили аттестат об основном общем образовании 12 (9,8%) обучающихся (МБОУ СОШ №1 пгт. Троицко-Печорск- 7 чел., МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск-3 чел., МОУ ООШ пст.Нижняя Омра-2 чел.).

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проведена государственная итоговая аттестация выпускников XI (XII) классов в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Фактов нарушения процедуры проведения ЕГЭ в пунктах проведения экзаменов не выявлено; отсутствуют апелляции участников ЕГЭ в отношении организации и процедуры проведения экзамена в ППЭ.

К государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего общего образования в 2014 было допущено 71 обучающихся 11 (12) классов образовательных организаций (100 %), из них 6 обучающихся вечерней (сменной) школы. В ЕГЭ приняли участие 65 выпускников дневных образовательных организаций и 6 - вечерней школы, 3 выпускника, не прошедших государственную итоговую аттестацию в предыдущие годы. 74 выпускника из 5 МОО приняли участие в ЕГЭ.

В сравнении с прошлым учебным годом незначительно увеличилось число выпускников среднего общего образования (на 6 чел.).

Увеличился уровень обученности выпускников 11-х классов дневных ОО в сравнении с прошлым учебным годом- 100% (2013 г. - 98 %).

В целом результаты государственной итоговой аттестации выпускников 11(12) классов в форме ЕГЭ на территории муниципального района «Троицко–Печорский» в 2014 году представлены следующим образом: средний балл по математике - 39; по русскому языку – 57,9.

Анализ качественного уровня результатов ЕГЭ по обязательным предметам – более 50 баллов за выполнение экзаменационных работ - представлен следующим образом:

- по математике работы 24 человек оценены более, чем на 50 баллов (что составляет 32 % от общего количества участников ЕГЭ по данному предмету);

- русскому языку 54 чел. (76%).

Выпускник МБОУ СОШ №1 пгт. Троицко-Печорск выполнил работы ЕГЭ по предметам русский язык на 90 баллов, по истории – 91 балл.

80 и выше баллов у 6 обучающихся МБОУ СОШ №1 пгт. Троицко-Печорск-русский язык – 87 баллов (1 чел.), 82 баллов (1 чел.); обществознание – 89 баллов (1 чел.); биология – 82 балла (2 чел.); английский язык - 88 баллов (1 чел.).

В сравнении с 2013 г. увеличился средний балл по району по русскому языку, биологии, по остальным предметам - снизился. Средний балл по русскому языку и математике (обязательные предметы) выше районного уровня отмечен в МБОУ СОШ №1 пгт. Троицко-Печорск, МБОУ СОШ с. Усть-Илыч, МОУ СОШ пст. Приуральский (русский язык). Ниже среднерайонного остается средний балл по русскому и математике в МОУ СОШ пст. Якша, МВ(С)ОУ «ВС)ОШ» пгт. Троицко-Печорск.

В целом анализ организации и проведения ЕГЭ в 2014 году показал сохранение количества обучающихся, не преодолевших минимальный порог баллов по математике - 4 чел.- в основные сроки, 1 человек - при аттестации в резервные дни, по русскому языку - 1 чел. в основные сроки.

Важной составляющей качественной организации образовательного процесса является обеспеченность обучающихся учебниками. По итогам инвентаризации 2014 года обеспеченность учебниками ОО района составляет 97,45 %.

Процент обеспеченности учебниками уменьшился по сравнению с предыдущим годом в связи с тем, что большинство учебников морально устарело. Еще одной достаточно важной причиной снижения уровня обеспеченности учебниками считаем отсутствие в новом федеральном перечне учебников ряда учебно-методических комплектов, по которым осуществлялся образовательный процесс в МОО.

Участники образовательного процесса имеют доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных и региональных базах данных.

Анализ готовности МОО к электронному документообороту и оказанию услуг в электронном виде выявил недостаточный уровень показателя по подключению к интернет ДОО и соответственно отсутствие электронной почты (МВ(с)ОУ В(с)ОШ пгт. Троицко-Печорск, МДОУ «Детский сад» с. Усть-Илыч, МДОУ «Детский сад пст. Якша).

Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» во всех образовательных организациях района созданы и действуют информационные сайты, которые обновляются не реже 1 раза в месяц. На сайтах образовательных организаций в основном размещена информация, соответствующая требованиям законодательства.

В 2013-2014 учебном году за счет централизованных республиканских поставок пополнились компьютерным оборудованием 3 ОО: компьютерные классы на 11 рабочих мест направлены в МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск, МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск, МОУ ООШ пст. Нижняя Омра.

Вместе с тем остаётся большое количество устаревшего оборудования, не отвечающего современным требованиям, для использования в образовательном процессе. 26 % компьютеров от общего количества имеющихся в ОО старше 9 лет, 18 % старше 7 лет.

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Коми «Об организации и проведении конкурса общеобразовательных организаций, реализующих инновационные программы, разработанные на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках конкурса «Лучшие школы Республики Коми», проведен конкурс общеобразовательных организаций РК.

Конкурсный отбор проводился по двум номинациям:

-«Лучшие городские школы Республики Коми – 2014»

- «Лучшие сельские школы Республики Коми – 2014»

В конкурсе приняла участие МБОУ СОШ №1 пгт.Троицко-Печорск.

В ходе экспертной оценки конкурсных материалов экспертный совет определил по 3 победителя в каждой номинации.

МБОУ СОШ №1 пгт.Троицко-Печорск признано победителем в номинации «Лучшие сельские школы Республики Коми – 2014» и награждено грантом.

5. Развитие воспитательной деятельности и внеурочной

занятости обучающихся.

Неотъемлемой частью организации образовательного процесса в МОО является развитие воспитания обучающихся.

Воспитательный процесс в системе образования Троицко–Печорского района обеспечивают 6 заместителей директора по воспитательной работе, 6 заместителей директора по учебно-воспитательной работе, 3 старших вожатых, 2 социальных педагога, 103 классных руководителя, 1 педагог – организатор.

В 2013-2014 уч. году педагоги образовательных организаций принимали участие в республиканских и всероссийских конкурсах по направлению «Воспитательная деятельность»:

- Лауреаты Международного конкурса исследовательских работ «Открываю мир» 4 педагога МБОУ ООШ пгт.Троицко-Печорск;

-1 педагог МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко – Печорск награждён Дипломом победителя в республиканском конкурсе «На лучшую организацию психолого- педагогического и социального сопровождения, профориентации обучающихся, воспитанников «Ψ – ПЕРСПЕКТИВА»;

- заместитель директора по воспитательной работе МБОУ ООШ пгт. Троицко – Печорск - победитель Всероссийского конкурса по теме «Система работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с обучающимися в МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск».

Анализ воспитательной работы в ОО района показал, что классными руководителями в процессе работы активно используются воспитательные технологии или элементы воспитательных технологий. Большинство классных руководителей применяют элементы информационных технологий 93%. Увеличилось количество педагогов, применяющих элементы проектной технологии – 62%).

Процент педагогов, применяющих ИКТ в воспитательном процессе

Часть классных руководителей применяют исследовательскую технологию, результатом применения которой является участие обучающихся в муниципальном конкурсе исследовательских работ «Семейные традиции»; республиканских конкурсах: «Отечество – земля Коми», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», «Я – гражданин России», «Подрост», «Я – исследователь, я открываю мир».

Одним из направлений развития воспитания является профилактика асоциального поведения обучающихся. В целях профилактики правонарушений проводились традиционные межведомственные комплексные операции («Каникулы», «Контакт», «Подросток», «Внимание – дети!», акция «Здоровье детей – неприкосновенный запас нации!»); МОО проведены Дни и месячники здоровья, спартакиада «За здоровую Республику Коми в 21 веке», Президентские игры, Президентские состязания и другие мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни.

На 1 июня 2014 г. наблюдается уменьшение количества обучающихся, состоящих на профилактическом учёте в ТКпДН и ЗП - 26 (в 2012-2013 уч.г. – 31, 2011- 2012 уч.г.-39).

Управлением образования, образовательными организациями ведется мониторинг дальнейшей образовательной траектории выпускников. Увеличилось количество выпускников 11 классов, желающих получить высшее образование. Вместе с тем увеличилось и число выпускников категории «не учатся».

Среди выпускников 9-х классов сохраняется выбор продолжения обучения в 10 классе и образовательных организациях среднего профессионального обучения.

Необходимо отметить, что не меняется в лучшую сторону ситуация по целенаправленной профориентационной работе, отсутствует системность организация профориентационной работы с выпускниками школ по поступлению в учебные заведения, в том числе Республики Коми на целевые места педагогических профессий. Остается на прежнем уровне количество школ, осуществляющих работу по профессиональному самоопределению обучающихся программным методом на основе системного подхода (в МБОУ СОШ № 1 и МБОУ ООШ пгт. Троицко – Печорск).

Для выявления творческих, интеллектуальных, физических способностей обучающихся проводились различные мероприятия в соответствии с годовым планом работы; было проведено более 20 районных конкурсов, в том числе очные и заочные.

В 2013 – 2014 уч.г. в районных конкурсах приняли участие 716 чел.; обучающиеся заняли 204 призовых места.

Количество детей, принимающих участие в конкурсе, уменьшилось по сравнению с 2012 – 2013 уч.г. Количество призовых мест увеличилось, что говорит о качественной подготовке обучающихся к районным конкурсам.

Воспитательный процесс в 1-3 классах, обучающихся по ФГОС НОО, строился в соответствии с разработанными Программами, в т.ч. внеурочной деятельности.

Анализ показал, что занятость во вторую половину дня в среднем на 1 ребёнка составила от 3 до 10 часов в неделю.

Программы внеурочной деятельности и Программы духовно – нравственного развития и воспитания в основном реализованы: 95% от общего количества часов внеурочной деятельности реализованы в 1- 3 классах ОО.

На проведение мероприятий с детьми и награждения призёров конкурсов 2013-2014 уч.г. из муниципального бюджета выделено 247 399 рублей.

Ежегодно финансирование районных мероприятий для обучающихся увеличивается.

Финансирование районных мероприятий

Управление образования осуществляется взаимодействие не только с ОО, но и с различными ведомствами и учреждениями, находящимися на территории пгт. Троицко - Печорск: управление культуры администрации муниципального района «Троицко – Печорский», военкомат, МОУДОД «ЦВР», МБОУДОД «Троицко – Печорская ДЮСШ», ГБУЗ РК «Троицко – Печорская ЦРБ», МУК «Троицко – Печорский историко – краеведческий музей им. Попова А.Н.», МЧС, ОГИБДД ОВД по Троицко – Печорскому району, отдел общественной безопасности администрации МР «Троицко – Печорский, местным отделением ООО ГО «ДОСААФ России» Троицко – Печорского района РК, Государственным казённым учреждением Республики Коми «Центр занятости населения Троицко – Печорского района». Данные организации принимают участие в проведении совместных районных мероприятий.

6. Развитие дополнительного образования.

В Троицко - Печорском районе функционирует 1 организация дополнительного образования: МОУДОД «Центр внешкольной работы» пгт. Троицко – Печорск, в котором дополнительное образование представлено 4 направлениями: художественно – эстетическое, туристско – краеведческое, физкультурно – спортивное, социально – педагогическое – с охватом обучающихся 652 человека. Показатель охвата по сравнению с прошлым годом незначительно изменился в сторону уменьшения. Охват обучающихся, состоящих на профилактическом учёте в ОО, занятых в творческих объединениях ЦВР, составляет 7 человек.

Дополнительное образование учащихся и воспитанников осуществляется также на базе образовательных организаций через общедоступные кружки и спортивные секции.

На базе школ работает 80 объединений, в том числе для учащихся 1-3 классов, обучающихся по ФГОС НОО; охват составил 903 (67,8%) обучающихся, в т.ч. 387 обучающихся (100%) 1-3 классов.

В 2013-2014 учебном году дополнительное образование в районе было представлено шестью направлениями. Наибольшее количество детей посещают кружки художественно – эстетической направленности (53%), на втором месте по численности воспитанников занимают объединения по интересам физкультурно – оздоровительной направленности (27%).

Объединения дополнительного образования детей посещают обучающиеся, оказавшиеся в социально опасном положении. Всего на внутришкольном учете состоит 49 обучающихся, из них 37 (75%) заняты во внеурочное время. На учёте в ТКпДН и ЗП – 26 человек, из них - 17 (66%) заняты во вторую половину дня дополнительным образованием.

Обучающиеся, которые посещают объединения дополнительного образования, активно и успешно участвуют в творческих конкурсах районного и республиканского, а также и всероссийского уровней.

Вместе с тем, существуют и проблемы в организации дополнительного образования: необходима разработка авторских программ дополнительного образования, которые способствовали бы обновлению содержания дополнительного образования, развитию творческого потенциала и повышению профессиональной квалификации педагогов. В центре отсутствуют объединения технического направления. Требуется разработка программ, адаптированных к реализации ФГОС НОО.

7. Организация работы с одаренными детьми.

Работа с одарёнными детьми на территории муниципального района «Троицко – Печорский» осуществлялась в соответствии с планом работы Управления образования.

С целью выявления у обучающихся творческих способностей и развития интереса к учебной деятельности, проведены предметные олимпиады.

Школьный этап Всероссийской олимпиады проведен во всех образовательных организациях района. Общее количество человеко-участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 уч.г. – 1867 чел., что на 198 человеко-участников больше по сравнению с прошлым учебным годом.

По итогам школьного этапа выявлено 193 победителя, призеров – 450. По сравнению с результатами 2012-2013 учебного года количество победителей увеличилось на 20 человек, призеров увеличилось на 47 человек.

В муниципальном этапе олимпиады приняли участие 212 обучающихся из 7 муниципальных общеобразовательных организаций.

Определено 107 призовых мест: снижение количества победителей, увеличение призеров (2-х и 3-х мест). Анализ результатов Олимпиады за последние два года показал снижение качества подготовки обучающихся к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников 7- 11 классов (2013 – 2014 уч.г. – 51,9%, 2012 – 2013 уч.г. – 65, 5%).

Организована и проведена олимпиада для младших школьников - обучающихся 4-х классов, «Интеллектуальный марафон» (мини-олимпиада) для детей старшего дошкольного возраста и обучающихся 1-2 классов, заочная олимпиада для обучающихся 3-х классов.

Проведена VII районная научно-практическая конференция для обучающихся 3-11 классов ОО, в которой приняли участие 72 обучающихся из 8 муниципальных образовательных организаций. Определено 28 призовых мест.

Участие в муниципальных конкурсах даёт обучающимся возможность доработать работы и представить их на республиканских мероприятиях.

По сравнению с 2012-2013 уч.г. увеличилось количество участников республиканских конкурсов.

- В декабре 2013 уч.г. 10 обучающихся из 2 ОО (МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко – Печорск, МБОУ ООШ пгт. Троицко – Печорск) приняли участие в IX Республиканской учебно – исследовательской конференции «Я – исследователь, я открываю мир». По итогам конференции 4 обучающихся стали победителями, (МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко – Печорск, МБОУ ООШ пгт. Троицко – Печорск, Дипломом II степени награжден 1 участник (МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко – Печорск). Свидетельства участников Конференции вручены 5 обучающимся: (МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко – Печорск, МБОУ ООШ пгт. Троицко – Печорск).

- XVI республиканской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество – Земля Коми» принял участие 1 человек (пст. Нижняя Омра). Согласно решению жюри участник отмечен благодарностью за участие.

- 2 обучающихся приняли участие в Республиканском юниорском лесном конкурсе «Подрост» (МБОУ СОШ пст. Комсомольск – на - Печоре) и Республиканском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (МОУДОД «ЦВР» пгт. Троицко – Печорск).

- В Республиканском конкурсе детского творчества «Зеркало природы» приняли участие 6 обучающихся, 1 участник отмечен Дипломом I степени, Дипломом III степени – 3 участника, Дипломами участников – 2.

- На Республиканский конкурс детского творчества «Разноцветный детский мир» были представлены 2 работы: 1 участник отмечен Дипломом I степени, 1 – Дипломом II степени.

- В Республиканском конкурсе «Безопасность глазами детей» приняло участие 6 детей и подростков.

- Команда обучающихся МБОУ ООШ пгт. Троицко – Печорск стала участницей в республиканском финале спортивно – патриотической игры «Зарница- 2014» (8 место).

- Обучающиеся МОУ ООШ пст. Нижняя Омра, МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко – Печорск приняли участие в республиканском финале по мини – футболу.

- Команда МБОУ ООШ пгт. Троицко – Печорск стала участницей в республиканском конкурсе «Безопасное колесо».

- Группа обучающихся 6-9 классов МБОУ ООШ пгт. Троицко – Печорск под руководством педагогов приняли участие в республиканском этапе Всероссийской Акции «Я – гражданин России» с проектом «С юбилеем, родной посёлок!».

Одним из мероприятий по поддержке одаренных детей на территории района является участие в Новогодней елке. В 2013 учебном году на Новогоднюю елку главы муниципального района были приглашены 20 обучающихся из образовательных организаций района. Обеспечен проезд на Новогоднюю елку Главы Республики Коми в г. Сыктывкар 6 учащимся из 4 образовательных организаций района, на Кремлевскую Елку в Москву – 1 учащийся.

Поездкой на республиканский Выпускной бал г. Сыктывкар поощрены 10 выпускников 11 классов из 2 ОО (финансирование за счет МБ 8 000 руб.). 12 обучающихся из категории «одарённые дети» поощрены путёвками в г. Санкт – Петербург (экскурсионный тур).

В течение нескольких лет учащиеся 9-11 классов школ района обучаются в Коми республиканском лицее-интернате для одаренных детей из сельской местности при КГПИ г. Сыктывкар. В основном это обучающиеся школ районного центра.

Анализ работы с одаренными детьми на территории района выявил проблемы, препятствующие развитию деятельности в данном направлении. Не на должном уровне осуществлялось методическое сопровождение направления от Управления образования. Недостаточно внимания уделяется этому вопросу в школах. Низкая скорость Интернет и технические данные компьютерного оборудования ОО не позволяют большинству обучающихся участвовать в дистанционных конкурсах.

8. Сохранение и укрепление здоровья

обучающихся и воспитанников.

Управлением образования и коллективами МОО проводилась большая работа с межведомственными структурами в части укрепления и сохранения здоровья детей. В каждой образовательной организации сложилась определенная система сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников. При этом наиболее актуальными направлениями в сохранении и укреплении здоровья являются:

- организация полноценного питания, включая наличие необходимого оборудования для пищеблоков;

- состояние и содержание зданий и помещений ОО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям пребывания;

- наличие необходимой мебели;

- приведение в соответствие помещений, в том числе спортивны залов, оборудование спортивным инвентарем;

- увеличение двигательной активности по причине увлечения детей компьютерными играми;

- привитие навыков здорового образа жизни;

- ведение профилактической работы по всем направлениям.

Управлением образования проведено совещание с руководителями ОО «Организация совместной работы Управления образования, образовательных организаций района и ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков и работников ОО».

В МОО в течение учебного года проводилась просветительская работа с родителями в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся. 20.05.2014 года на базе МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск проведено районное родительское собрание «Здоровый ребенок-залог успешного будущего…».

Анализ работы ОО по обеспечению здоровьесберегающего пространства показывает, что за учебный год отмечается положительная динамика по ряду показателей данного направления.

В 7 ОО, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с охватом 535 детей (70%) и в 4 СОШ, 2 ООШ С охватом 185 обучающихся (14%) реализуются здоровьесберегающие программы и методики. В сравнении с прошлым учебным годом увеличился показатель охвата ОО и обучающихся, реализующих здоровьесберегающие технологии.

85% МОО имеют программы «Здоровья», в рамках ФГОС НОО реализуется спортивное – оздоровительное направление через программу по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, кружки и секции спортивной направленности.

В 12 (92,3%) образовательных организациях (1282 об-ся) ведется третий час физкультуры, в сравнении с прошлым годом произошло увеличение на одну ОО и на 69 детей (1,5%).

Межведомственным приказом Управления образования и ГБУЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ» утвержден график медицинских осмотров обучающихся, воспитанников и работников отрасли «Образование». Дополнительно принято 2 межведомственных приказа в части проведения диспансеризации несовершеннолетних граждан и работников отрасли «Образование».

В сравнении с прошлым учебным годом анализ групп здоровья по обучающимся школ показывает: стабильный показатель количества детей с 1 группой здоровья, увеличение количества детей со 2 группой, снижение количества детей с 3 и 4 группой здоровья

Анализ групп здоровья дошкольников показывает: увеличение количества детей с 1 группой и со 2 группой, уменьшение количества детей с 3 группой здоровья, стабильный показатель детей с 4 группой здоровья.

Проведена вакцинация обучающихся, воспитанников и сотрудников МОО против гриппа ОРВИ:

В сравнении с прошлым годом отмечена положительная динамика охвата вакцинацией работников системы «Образования», детей дошкольного возраста; отрицательная динамика охвата вакцинацией обучающихся образовательных организаций района с 53% до 51,5%.

Анализ индекса здоровья показывает положительную динамику данного показателя по ДОО на 7,1% , ОО на 0,9 %.

В 2014 году организована диспансеризация взрослого населения, в т.ч. 43% работников отрасли «Образование», прошедших своевременно обследование в ГБКЗ РК «Троицко-Печорская ЦРБ».

Во исполнение распоряжения администрации МР «Троицко-Печорский» реализуется план мероприятий по проведению Года здоровья; в рамках республиканского спортивного Фестиваля «Олимпиада с детского сада» проведен ряд тематических мероприятий с детьми от 3 до 7 лет с привлечением родителей. Проведены в соответствии с планом мероприятия антинаркотической направленности с обучающимися (328) с привлечением родителей и сотрудников межведомственных структур.

В 2014 году активизировалась работа МОО по участию в муниципальных и республиканских конкурсах по здоровье сбережению.

В 2014 году проведена работа по организации санитарно-гигиенического обучения работников МОО – 219 чел. На данные цели предусмотрены средства в размере 153 015,33 рубля.

В 2013-2014 учебном году в школах было организовано питание для различных категорий детей:

- за счет родительских взносов (в среднем - 35,0 руб.);

- за счет статуса «Малоимущая семья» (33,44 руб.), в пришкольных интернатах (166,90 руб.);

- по решению общешкольного родительского комитета (33,57руб.);

- за счет средств республиканского бюджета для обучающихся начальных классов (48,10руб).

Для 20 обучающихся, проживающих в пришкольных интернатах, было организовано 5-разовое питание; расходы муниципального бюджета составили 422 843,87 рублей.

Охват обучающихся 1-4 классов организованным питанием составляет 100% (за исключением болеющих детей или обучающихся, выезжающих за пределы района в санатории).

В течение учебного года было организовано питание в виде сухого пайка 5 детей-инвалидов 1-4 классов, обучающихся по индивидуальным программам.

На конец 2013-2014 учебного года в соответствии с нормативными требованиями получали горячее полноценное питание из различных источников финансирования: 756 воспитанников (100%) и 1165 (87%) обучающихся, по сравнению с прошлым учебным годом данный показатель увеличился на 5%.

Вместе с тем, необходимо отметить, что требует обновления нормативно-правая база образовательных организаций в части организации питания обучающихся и воспитанников. Не во всех ОО обеспечен питьевой режим в соответствии с санитарным законодательством. В ряде МОО не проведена санация полости рта обучающихся и воспитанников.

9. Круглогодичное оздоровление и отдых детей.

Оздоровление обучающихся осуществляется через организацию круглогодичного оздоровления и отдыха, которой охвачено в 2013-2014 учебном году 1626 несовершеннолетних граждан - 122% во все каникулярные периоды учебного года (осень, лето, весна).

На мероприятия по проведению круглогодичного оздоровления обучающихся в 2013 г. выделены субсидии из республиканского бюджета в сумме – 431 400 руб., из муниципального бюджета – 800 310 руб.

Охват обучающихся в каникулярный период различными формами отдыха, оздоровления и труда подростков составил за 2013 год 1341 обучающихся (101%).

Охват детей различными формами отдыха и труда в каникулярный период на 103%. Положительная динамика показателей «Эффективность оздоровления» с 79% до 82,5%. 100% выполнение квоты по временной занятости подростков. На 107% выполнение квоты выездных ДОЛ.

Финансирование круглогодичного отдыха и оздоровления детей на 2014 год составляет- 1 402100 руб., в т.ч. муниципальный бюджет: 431 400 руб. (софинансирование), 285 000 руб.(трудоустройство), 171 000 руб. (оплата выездных путевок), 49 000 руб.(медсопровождение); республиканский бюджет (софинансирование): 462 700 руб.

В весенний период 2014 года охвачено отдыхом и оздоровлением в оздоровительных лагерях на базе 12 образовательных организаций 241 обучающийся. Средства муниципального бюджета составили 84 350,00 рублей, внебюджетные средства в размере 24 100 рублей были использованы в 100% объеме на реализацию программ.

В течение лета 2014 г. (июнь-август) управлением образования была организована работа по выездным лагерям для категории «Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, опекаемые дети»: ДСОЛ «Митино» Кировская обл. - 24 чел.; г. Анапа – 24 чел.; для категории «Одаренные дети» Сыктывдинский район ДООЦ «Гренада» - 13 чел., профильный экскурсионный тур г. Санкт-Петербург – 12 чел.; для категории «Обучающиеся ОО» г. Анапа – 22 чел.

Анализ круглогодичного труда, отдыха и оздоровления выявил проблемы: невыполнение норм санитарного законодательства и соответственно предписания Роспотребнадзора по итогам плановых проверок. Не организован районный конкурс МОО, обеспечивших качественную реализацию программ летнего отдыха; отсутствие персонифицированной системы отслеживания оздоровления детей на уровне образовательных организаций; отсутствие организации малозатратных форм отдыха и оздоровления детей.

10. Развитие кадрового потенциала.

Одним из важнейших условий стабильного функционирования системы образования является кадровое обеспечение.

Анализ количественного и качественного состава педагогических работников в 2013-2014 учебном году показал, что в организациях образования района работает 251 педагог (город – 128, село – 123): всего в составе педагогических работников 18 мужчин (7 %.).

В районе остается дефицит педагогов-мужчин, особенно по предметам "технология" и "физическая культура".

Анализ состава педагогических кадров на предмет опыта работы и стажа показывает, что в районе из общего количества педагогических работников 150 человек (60 %) работают в течение 20 и более лет.

Анализ возрастного состава педагогических работников выявляет дефицит молодых специалистов-педагогов, количество педагогов в возрасте от 35 лет составляет 193 человека, из них 90 пенсионеров.

Вместе с тем, анализ возрастного состава в разрезе предыдущих учебных годов выявляет положительную динамику по показателям омоложения состава педагогических работников.

За 2013-2014 учебный год в МОО района прибыли работать 3 молодых специалиста.

В общеобразовательных организациях района образовательный ценз педагогов достаточно высок – 137 человек имеют высшее образование, что составляет около 54,5 % педагогов.

Анализ наличия квалификации педагогических работников показывает, что число специалистов образовательных организаций и организаций дополнительного образования, имеющих квалификационную категорию, больше, чем количество специалистов в ДОО.

Педагоги дошкольных образовательных организаций отдают предпочтение 1 квалификационной категории, педагоги с высшей категорией в ДОО района отсутствуют и более половины не имеют категории.

В целом квалификационный уровень педагогического состава района невысок, на что влияют возрастные показатели педагогов, отсутствие в МОО должной организационно-управленческой, методической работы по обеспечению профессионального развития педагогов (аттестации, повышения квалификации).

С целью комплектования кадров администрациями МОО, Управлением образования велась работа по поиску специалистов. Несмотря на проводимую работу, сохраняется дефицит в кадрах учителей. Требуются учителя математики, информатики, иностранного языка, коми языка и литературы, физической культуры, музыки, педагог-психолог.

Наличие вакансий еще раз убеждает, что необходимо активизировать работу по целевой подготовке педагогических кадров, обеспечение взаимодействия с организациями профессионального образования Республики Коми.

В 2013-2014 учебном году аттестация педагогических работников проводилась в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ "Закон об образовании в Российской Федерации".

Организация работы и аттестация на подтверждение соответствия занимаемой должности (ПСЗД) в 2013-2014 учебном году передана в полномочия образовательных организаций. Аттестовано по всем ОО 20 педагогов, что составляет 57 % от плана.

В 2013-2014 учебном году на высшую категорию аттестованы 4 педагога, это 67 % от плана аттестации.

Организация работы по аттестации на 1 категорию в основном проводилась на уровне района. За учебный год было аттестовано на 1 категорию 22 педагога (105 %).

В 2013-2014 учебном году наблюдается тенденция роста аттестованных педагогов на 1 категорию и на соответствие занимаемой должности. Механизмами мотивации являются введение ФГОС НОО и ООО, которые включают обязательную аттестацию педагогов, увеличение размера надбавки к должностному окладу педагогам за категорию, а также стремление педагога к повышению профессионального уровня и личностному росту. Возросли показатели по аттестации на соответствие занимаемой должности в связи с передачей полномочий аттестации на ПСЗД в образовательные организации.

Аттестация педагогов на высшую категорию остается на том же уровне, что и в предыдущие годы, несмотря на увеличение размера надбавки к должностному окладу педагогам за высшую категорию. Это объясняется высокими требованиями к присвоению высшей квалификационной категории.

Об уровне квалификации и признании заслуг педагогов свидетельствует и наличие отраслевых наград. За 2013-2014 учебный год были награждены 10 педагогов, из них: Почетной грамотой администрации МР Троицко-Печорский – 4; Почетной грамотой Управления образования – 3; Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ – 2; Нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ" – 1.

Большинство наград педагогических работников - это Почетные грамоты Управления образования и администрации муниципального района.

Проведенный анализ количества награжденных педагогов в разрезе каждой образовательной организации показывает, что больший процент награжденных работников государственными наградами в школах района - 36,8% от общего количества педагогов по школам, в дошкольных организациях показатель составляет 20 % от общего количества педагогов по ДОО, в учреждении дополнительного образования – 7,1 % от общего количества педагогов дополнительного образования.

Отсутствуют награжденные ведомственными наградами педагоги МОУ НШ-ДС д. Еремеево, МДОУ пст. Знаменка. На рассмотрение наградной комиссии чаще всего представляют материалы для предварительного рассмотрения руководители МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск, МБОУ СОШ пст. Комсомольск-на-Печоре, МОУ НШ-ДС пст. Белый Бор, МДОУ № 1, МДОУ № 3, ЦВР.

Анализ работы членов комиссии по рассмотрению наградных материалов выявил, что руководители МОО не относятся с должным вниманием к представлению педагогов, работников ОО к награждению ведомственными и государственными наградами. Серьезной проблемой является оформление наградного материала на отраслевые награды Министерства образования и науки РФ. Наградные листы, как правило, имеют недостаточно качественный уровень оформления, в характеристиках кандидатов не отражается их личный вклад и достижения в развитие образования в соответствии со статусом награды.

За 2013-2014 учебный год курсовая подготовка по выбранным программам пройдена 41 педагогом.

Реализованы средства в размере 257,2 тыс. рублей на оплату курсов повышения квалификации и 355,1 тыс. рублей на оплату командировочных расходов.

Необходимо уделять серьезное внимание срокам подачи заявки на курсовую подготовку и контролировать реализацию плана; проводить работу по информированию педагогов о персональной ответственности за повышение квалификации и профессиональную переподготовку, в том числе в соответствии с поданной заявкой от образовательной организации.

11.Организация контрольной деятельности Управлением образования.

Контрольно-аналитическая деятельность Управления образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский» в 2013-2014 учебном году осуществлялась согласно годовому плану работы и Положению о контрольной деятельности Управления образования.

В течение учебного года проведено:

- 5 комплексных контрольных проверок; 4 тематические контрольные проверки; 2 контрольные проверки по устранению выявленных нарушений и замечаний по итогам комплексной проверки.

В ходе проверок выявлено, что администрацией МОО не проводится должная работа по разработке и обновлению нормативных правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность в ОО и межведомственное сотрудничество. На недостаточном уровне осуществляется управление качеством образования образовательной организации; аналитическая деятельность и контроль по обеспечению качественной образовательной услуги, организация внутреннего мониторинга, работа с сайтами ОО, разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями. Требует доработки ООП НОО (рабочие программы, программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся», «Формирование экологической грамотности, здорового и безопасного образа жизни»).

12.Финансирование отрасли «Образование» в 2014 г.

На нужды образования из консолидированного бюджета муниципального района «Троицко-Печорский» в 2014 г. направлено 284 893 575,08 руб., что составляет 29 % от общих расходов указанного бюджета.

На долю Управления образования приходится 22 394 000 руб., что составляет 7,9 %; субсидии на выполнение муниципальных заданий 241 945 500 руб., на иные цели 20 554 075,08 руб.

На выплату заработной платы приходится 197 923 672,73 руб., что составляет 81,8 %.

На реализацию Плана мероприятий по организации работы, направленной на функционирование и развитие муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории муниципального района «Троицко – Печорский», на 2014 год» направлено 22 364 075,08 руб.

В течение 2013-2014 года велась целенаправленная работа по исполнению Указов Президента РФ и достижению показателей заработной платы педагогическим работникам в соответствии с «дорожной картой» («Изменения в отраслях социальной сферы в муниципальном образовании муниципальный район «Троицко-Печорский», направленные на повышение эффективности образования»).

Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций за I полугодие по состоянию на 01.07.2014 г. без учёта внешних совместителей составляет:

2013

2014

Педагогических работников общеобразовательных организаций

25290,57

52 064

Педагогических работников дошкольных образовательных организаций

22424

31 255,86

Педагогических работников организаций дополнительного образования

20579,75

30 353,95

Руководителей образовательных организаций

31837

45 769,68

Без учёта внешних совместителей

Административно-управленческий персонал

Педагогические работники

Учителя по тарификации

Прочий персонал

2012

23548,19

20384,16

22099,91

2013

31837

25290,57

28644,19

9725,07

2014

51599,87

45440,75

53928,54

12156,43

13.Заключение. Задачи на 2014-2015 учебный год.

Исходя из анализа работы Управления образования и образовательных организаций в 2013 – 2014 учебном году, считаем, что работу Управления образования и образовательных организаций за прошедший учебный год можно оценить как удовлетворительную, направленную на реализацию поставленных задач, вместе с тем имеют место проблемы, которые необходимо решать в наступающем 2014-2015 учебном году.

В 2014 – 2015 учебном году совместную работу необходимо направить на реализацию следующих приоритетных направлений:

  • создание условий для поэтапного введения в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, начального, основного общего образования;
  • выполнение плановых показателей «дорожной карты» по обеспечению местами в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
  • обеспечение поэтапной реализации федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • обеспечение реализации Федерального Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • реализация основных направлений модернизации дошкольного образования в Республике Коми, плана мероприятий модернизации дошкольного образования в образовательных организациях, расположенных на территории муниципального района; национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  • обеспечение содействия Совету общественности муниципального района «Троицко-Печорский» в организации и проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями образования. Подведомственными Управлению образования;
  • организация профориентационной работы по целевой подготовке педагогических кадров, обеспечение взаимодействия с профессиональными учебными заведениями педагогической направленности;
  • эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов ОО;
  • осуществление работы по приведению зданий образовательных организаций в соответствие с требованиями комплексной безопасности;
  • продолжение работы по оптимизации сети организаций образования;
  • обеспечение занятости во внеурочной деятельности обучающихся, в т.ч. состоящих на профилактических учетах.

Считать основными задачами на 2014 – 2015 уч. год

отрасли «Образование» на территории муниципального района «Троицко -Печорский» следующие:

  1. 1. Обеспечение выполнения законодательства РФ и РК в области образования в подведомственных образовательных организациях; обеспечение нормативного, организационно-методического сопровождения по совершенствованию правового положения организаций образования в соответствии с законодательством.
  2. 2. Обеспечение исполнения Указов, Посланий Президента РФ в области образования.
  3. 3. Обеспечение введения федеральных образовательных стандартов дошкольного, начального и основного общего образования на муниципальном уровне и на уровне образовательных организаций.
  4. 4. Обеспечение выполнения мероприятий на территории района по реализации направлений образовательной инициативы «Наша новая школа», модернизации дошкольного образования.
  5. 5. Расширение использования современных образовательных технологий в образовательном процессе. Повышение качества образовательных услуг всех видов и типов ОО, расположенных на территории района.
  6. 6. Развитие межведомственного взаимодействия в решении проблем сохранения и укрепления здоровья школьников, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
  7. 7. Совершенствование системы воспитательной работы и дополнительного образования.
  8. 8. Дальнейшее обновление материально – технической базы образовательных организаций.