Информер праздники сегодня
 
         

О ходе модернизации системы образования на территории муниципального района «Троицко - Печорский». Анализ работы отдела образования, образовательных учреждений за 2011-2012 учебный год. Проблемы, пути решения, приоритетные направления на 2012 - 2013 учебный год.

Деятельность отдела образования администрации муниципального района «Троицко - Печорский», ОУ в рамках своих функций и полномочий в 2011- 2012 уч. году была направлена на реализацию государственной политики в области образования, реализацию проектов модернизации системы общего, дошкольного образования в Республике Коми, задач, определенных данными проектами, и поставленных, исходя из анализа работы за предыдущий учебный год.
В целях реализации основных полномочий в области образования отделом образования продолжена работа по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы муниципальной системы образования, в том числе с целью повышения качества и доступности муниципальных услуг: в течение 2011 - 2012 уч. года разработано (обновлено) 28 локальных актов, регламентирующих деятельность отдела образования и подведомственных образовательных учреждений.
В 2011-2012 уч. году продолжена работа по реализации:
- 5 долгосрочных целевых программ, принятых на муниципальном уровне;
- организовано исполнение 8 межведомственных муниципальных планов мероприятий;
- обеспечивается выполнение 7 Соглашений, заключенных между МО РК и администрацией района либо отделом образования как уполномоченным органом, в том числе Соглашения по модернизации региональной системы общего образования и повышения заработной платы учителей на 2012 год, Соглашения о предоставлении из республиканского бюджета Республики Коми субсидии на софинансирование расходных обязательств, связанных с повышением оплаты труда воспитателям и медицинским работникам муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми.
Все подведомственные образовательные учреждения провели работу по разработке, утверждению программы либо плана перспективного развития ОУ в соответствии с направлениями образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому следующая задача, поставленная перед руководителями, - выстраивание системы работы по реализации утвержденных программ, планов, обеспечение анализа реализации этапов принятой программы, информирования потребителей услуг о ходе реализации утвержденных программ в рамках ежегодного публичного отчета, размещения данной информации на сайте ОУ.
В муниципальной системе отрасли «Образование» на конец учебного года сохранена сеть муниципальных образовательных учреждений - 23, хотя проводимые реорганизационные мероприятия вносят некоторые изменения в имеющуюся сеть ОУ:
*Дошкольные образовательные учреждения -8 (35%)
*Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста-3 (13%);
*Общеобразовательные учреждения-10 (7 СОШ +3 ООШ) (44%);
*Образовательное учреждение дополнительного образования детей-1 (4%);
*Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение-1 (4%).
Работа по оптимизации сети будет продолжена в целях исполнения утвержденного на 2012-2013 годы Плана мероприятий по оптимизации сети ОУ: по состоянию на 01.08.2012г. проведены и продолжают проводиться реорганизационные мероприятия в отношении МДОУ пст. Приуральский - ликвидация юридического лица, присоединение к МОУ СОШ пст. Приуральский, преобразования МБОУ СОШ № 2; поэтапного преобразования МОУ СОШ пст. Митрофан - Дикост.
Вместе с тем проводимая работа не улучшает показатель по наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, увеличению доли учащихся, приходящегося на одного учителя, снижению неэффективных бюджетных расходов в отрасли.
В 2011-2012 уч. году в подведомственных образовательных учреждениях образовательными услугами было охвачено 729 детей дошкольного возраста и 1434 обучающихся школьного возраста.
Исходя из анализа статистических данных за последние 3 года (2009-2010 - 761 чел., 2010-2011 - 751 чел., 2011-2012 - 729 чел.) видна отрицательная динамика по количеству детей дошкольного возраста, охваченных ОУ, реализующими программу дошкольного образования. Вместе с тем это связано не с уменьшением количества детей дошкольного возраста, проживающих на территории района, а с выполнением лицензионных требований по предельно допустимой наполняемости групп, поэтому как результат - увеличение очередности в дошкольные учреждения: по состоянию на 01.06.2012 года составляла 147 чел.
Анализ рождаемости статистических данных за последние годы показывает стабильную динамику увеличения рождаемости детей: в 2009 г. родилось 126 детей, 2010 г.- 129, 2011 г. - 144 ребенка, 2012г . на 01.08.2012г.- 93 ребенка.
Продолжается снижение количественного показателя детей школьного возраста, охваченных услугами предоставления общего образования в общеобразовательных учреждениях, «потеря» детей происходит на 2, 3 ступенях обучения, в вечернем общеобразовательном учреждении. Средняя наполняемость классов в дневных ОУ на 1 ступени обучения составляет - 13,9; на 2 ступени - 11,5; на 3 ступени -10.
С 2012 года все ОУ в рамках реализации ФЗ от 08.05.2010г. № 83 организуют деятельность в рамках утвержденного муниципального задания.
Положительным показателем совместной работы отдела образования и образовательных учреждений является наличие у всех ОУ лицензии на право ведения образовательной деятельности; бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности имеют 13 ОУ (56%).
Вместе с тем из-за недостаточного финансирования руководителями ОУ не проведена работа по выполнению требований и условий, заявленных в лицензии: только 13% ОУ имеют свидетельство о регистрации права на здание, 8,6 % ОУ - имеют свидетельство о регистрации права на землю. В целях устранения данного нарушения в бюджете 2012г. были выделены средства (300,0тыс. руб.) и проведены работ по паспортизации зданий и межеванию земли учреждений, расположенных на территории пгт. Троицко - Печорск; руководителям данных ОУ необходимо завершить работы по получению свидетельства на здания вверенного учреждения и свидетельства за землю.
Согласно плану работы отдела образования и в соответствии с установленными сроками проведена аккредитационная экспертиза деятельности 4 ОУ. По итогам экспертизы деятельность экспертируемых учреждений соответствует заявленному типу и виду.
Свидетельства о государственной аккредитации на срок действия 12 лет получены 5 ОУ (22%).
Вместе с тем, необходимо отметить, что ОУ, прошедшие через реорганизационные мероприятия, своевременно не проводят работу по переоформлению свидетельства о государственной аккредитации после реорганизационных мероприятий.
На территории района система дошкольного образовании представлена 4 типами ОУ:
75% дошкольных учреждений - малокомплектные.
Организация образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, регламентируется учебным планом и расписанием занятий, годовым календарным учебным графиком. В соответствии с учебными планами реализуются комплексные и парциальные программы. По итогам учебного года учебные программы выполнены во всех ОУ. На конец учебного года закончили освоение образовательной программы 137 человек, т.ч. 129 - воспитанники ОУ, 8 - воспитанники детского объединения «Школа будущего первоклассника».
Доля детей дошкольного возраста, охваченных различными формами дошкольного образования, составляет - 79%, в том числе детей от 1 года до 3 лет - 66,5%, детей в возрасте от 3 до 5 лет -84,3 %, детей в возрасте от 5 до 7 лет -(95,47%).
В целях реализации государственной политики в области образования, п.5 ст.18 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части организации диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, удовлетворения запросов родителей (законных представителей) на получение педагогической и психолого-логопедической консультации помощи по вопросам обучения и коррекции развития детей дошкольного возраста, охвата неорганизованных детей альтернативной формой дошкольного образования на базе МДОУ «Детский сад №1 общеразвивающего вида» пгт. Троицко-Печорский по приказу ОО от 12 апреля 2012 года № 160 был открыт консультативный пункт для родителей. Вместе с тем, за два месяца работы за консультацией к специалистам обратилось всего 4 родителя (1 - п. Войвож, 3- пгт. Троицко-Печорск), причиной низкого спроса родителей на данную услугу считаем недостаточную информационно - разъяснительную работу с родителями.
Ежегодный мониторинг посещаемости детьми ДОУ показывает стабильную динамику фактической посещаемости, но она продолжает оставаться низкой, и считаю, что причиной является недостаточная разъяснительная работа с родителями, допускающими низкую посещаемость, о неэффективности использования полученного в детском саду места и бессистемности получаемого дошкольного образования.
В сравнении с прошлым учебным годом отмечена отрицательная тенденция увеличения пропуска детодней по неуважительной причине по району, средне районный показатель пропуска дней 1 ребенком в год повысился с 40 до 46.
Причины всем известны: экономия оплаты за ОУ - это поселки района, возможно, адаптационный период в группах раннего возраста, в большинстве случаев - отсутствие ответственности перед ОУ за допущение пропусков, так как никаких механизмов воздействия на таких родителей отсутствуют и контроль со стороны администрации за этим вопросом недостаточен. При наличии очередности в пгт. Троицко - Печорск, самое большое количество пропусков по н/у причинам в ДОУ Троицко - Печорска.
Основным показателем, подтверждающим качество системы дошкольного образования, является подготовка детей к обучению в школе. В соответствии с направлением республиканской ДЦП, планом работы отдела образования на территории района проводится работа по определению уровня качества дошкольного образования. Мониторинг качества знаний детей старших и подготовительных групп образовательных учреждений района показал положительные результаты реализации комплексных и парциальных программ. Анализ подготовки детей к школе по предметам учебного плана и возрастным группам в сравнении с прошлым годом показывает положительную динамику с 69% до 93%. По итогам 2011-2012 учебного года оптимальный уровень подготовки детей к школе по разделу «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» достигли 11 ОУ (73%), по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - 14 (93%).
В течение учебного года сохранен стабильный показатель по реализации дополнительных образовательных программ среди детей дошкольного возраста. Дополнительное образование организовывалось через 13 кружков различной направленности. Положительным моментом является организация межведомственного взаимодействия ОУ с МОУ ДОД «ДЮСШ», МОУ ДОД «ЦВР»: 92% кружков организуются через учреждения дополнительного образования.
Долгосрочная целевая программа «Модернизация дошкольного образования в Республике Коми (на 2011-2015 годы) разработана в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование. На территории муниципального района ряд направлений данной программы нашли отражение в ДЦП «Развитие образования на территории муниципального района «Троицко - Печорский», подпрограмме «Развитие дошкольного образования на территории муниципального района «Троицко - Печорский».
Республиканская программа предусматривает и решение имеющихся проблем в системе дошкольного образования, в том числе, наличие очередности, кадровые вопросы и низкая материально-техническая оснащенность базы дошкольных образовательных учреждений.
Система дошкольного образования нашего района на 99% обеспечена педагогическим и обслуживающим персоналом. В соответствии с установленными сроками в рамках республиканской программы ««Модернизация дошкольного образования в Республике Коми (на 2011-2015 годы)», с 01.04.2012г. произошло увеличение оплаты труда воспитателей ОУ, реализующих программы дошкольного образования, средняя заработная плата повысилась в районе на 32,3 % и составляет 17396,09 руб.: средняя заработная плата за 1 квартал 2012г. - 13153,64 руб., средняя заработная плата за 2 квартал 2012г. - 17396,09 руб., по РК - 17502,0 руб.
Проблемой в этом году за последние годы стало наличие вакансии воспитателей в 3 ОУ (МОУ «Начальная школа - детский сад» д. Еремеево, МОУ ООШ пст. Нижняя Омра, ДОУ пст Знаменка).
Но кадровая проблема для нашего района - это не столько отсутствие кадров и высокий возрастной уровень, сколько профессиональный уровень (уровень образования, категорийность), так как доля лиц с высшим образованием в дошкольных учреждениях низка- 17,2 %, доля воспитателей, имеющих квалификационную категорию, составляет - 42%. Реализовывать инновационные проекты, исполнять новые требования к образовательному процессу без повышения профессионального уровня педагогов дошкольных учреждений сложно.
Одним из важных направлений работы, которое стояло перед дошкольными ОУ, - это подготовка к внедрению ФГТ. ИМК отдела образования было обеспечено методическое сопровождение введения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с утвержденным планом мероприятий по реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на территории МР «Троицко-Печорский» проведен мониторинг готовности ОУ к ведению ФГТ, который выявил недостаточный уровень готовности к внедрению ФГТ.
В большинстве ОУ отсутствует утвержденная основная общеобразовательная программа. Недостаточно результативно осуществляется работа по разработке и утверждению локальных актов, регламентирующих и обеспечивающих процесс перехода ДОУ к работе по ФГТ.
Поскольку разработка нормативно-правовой базы является первым и необходимым шагом внедрения ФГТ, мы можем заключить, что в 80% ОУ работа по внедрению ФГТ не начата на должном уровне.
Анализ системы дошкольного образования за 2011-2012 учебный год показывает стабильную динамику предоставления муниципальной образовательной услуги родителям (законным представителям) в соответствии с Законами РФ и РК «Об образовании».
В этом учебном году во исполнение решения Совета отдела образования был проведен мониторинг удовлетворенности потребителей качеством предоставления бюджетных образовательных услуг. В анкетировании приняло участие 334 родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений, что составляет 46% от количества воспитанников, посещающих дошкольные образовательные учреждения, показатель охвата низкий. По итогам анкетирования полностью удовлетворены качеством предоставляемых бюджетных услуг в сфере дошкольного образования 226 родителей, что составляет 68% от количества опрашиваемых, что соответствует допустимому уровеню. Хотя мы склонны считать в целом результаты анкетирования не совсем объективными, так как пока нет опыта работы в данном направлении (разработка содержания анкет, технология проведения, обработка), но результаты близки к республиканским данным, где по нашему району уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного образования невысок. Мы знаем, что снижает показатель: материально - техническая обеспеченность, режим работы ОУ, реже - качество организации образовательного процесса, непедагогическое отношение к детям.
В целях укрепления материальной базы ОУ, реализующих программы дошкольного образования, в 2012 году впервые за последние годы в рамках муниципальной программы целевым назначением выделено 700,0 тыс. руб., из них 500,0 тыс. руб. на приобретение мягкого, твердого инвентаря; 100,0 тыс. руб. - на учебно- развивающие игры; 100,0 тыс.руб. на мероприятия по вводу бассейна МДОУ № 1; на капитальный ремонт выделены средства муниципального и республиканского бюджета в размере 1 000,0 тыс. руб. для МДОУ № 3.
Для решения проблемы очередности администрацией муниципального района продолжает проводиться работа по обоснованию необходимости строительства на территории пгт. детского сада с проектной мощностью 70 чел.
В целях улучшения значений показателей работы учреждений, реализующих программы дошкольного образования отделу образования, ОУ необходимо:
1. Продолжать проведение мероприятий по повышению квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений;
2. ОУ с низким уровнем оценки качества услуг, предоставляемых населению, а по итогам анкетирования они выявлены, разрабатывать и проводить мероприятия по повышению качества работы дошкольных образовательных учреждений;
3. Предусматривать целевое финансирование мероприятий, направленных на укрепление и совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;
4. Апробировать внедрение новых образовательных программ в системе дошкольного образования;
5. Совершенствовать и развивать вариативные формы дошкольного образования.
6. Обеспечить информатизацию дошкольных образовательных учреждений.
Основным видом общеобразовательных учреждений по - прежнему является средняя общеобразовательная школа.
Основная форма обучения в муниципальных общеобразовательных учреждениях района - дневная (очная); имеются условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; на конец 2011-2012 учебного года численность таких детей составляет 25 человек; 18 обучающихся учатся по специальным (коррекционным) программам VIII вида при МОУ ООШ п. Нижняя Омра.
В целом по итогам учебного года в ОУ района учебные программы выполнены. Не выполнены программы по предметам учебного плана в тех образовательных учреждениях, где есть вакансии и предметы не ведутся.
С сентября 2011 г. учащиеся 1-х классов района в количестве 142 чел. начали обучение по Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования второго поколения. Образовательный процесс обеспечивали учителя, прошедшие курсовую подготовку, в ОУ за счет республиканского и муниципального бюджетов были созданы определенные условия для организации образовательного процесса; администрацией ОУ разработана наиболее оптимальная для ОУ схема организации внеурочной деятельности. Перед методической службой была поставлена задача обеспечения методического сопровождения внедрения ФГОС НОО в 1- классах, проведения мониторинговых исследований формирования учебных действий обучающихся, усвоения образовательной программы. Итоговый мониторинг показал, положительную динамику развития УУД обучающихся 1 классов, повышение уровня сформированности предметных результатов в сравнении с 1 полугодием по литературному чтению и русскому языку; понижение по математике (на 5 %) и окружающему миру (на 19%). Причинами отрицательной динамики является неготовность обучающихся к восприятию материала повышенной сложности. Эта работа в рамках преемственности должна вестись в дошкольных учреждениях.
На начало 2012-2013 учебного года по данному вопросу есть кадровая проблема (вакансии, отсутствие курсовой подготовки у ряда педагогов по ФГОС НОО) и отсутствие разработанного и понятного механизма оплаты труда за внеурочную деятельность.
В 4-ой четверти 2011-2012 учебного года в учебные планы ОУ введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», который изучали 135 обучающихся 4-х классов. 12 педагогов (учителя русского языка и литературы, начальных классов) обеспечивали преподавание нового курса, 9 педагогов прошли курсовую подготовку, со всеми была проведена подготовительная работа в рамках плана ИМК. В этом году данный курс завершается в 5 классах и полностью реализуется через учебный план 4 классов. Задача ОУ - грамотная информационно - разъяснительная работа с родителями, даже при необходимости индивидуальная, по выбору модуля курса во избежание проблем в организации преподавания и понимании родителями содержания и особенностях каждого модуля.
В 6-ти общеобразовательных учреждениях района продолжает реализовываться предпрофильная подготовка в 9-х классах с охватом 121 обучающийся, вместе с тем анализа результативности предпрофильного обучения в ОУ нет. В этом учебном году перед методической службой будет определена задача по определению эффективности организации предпрофильного обучения. В МБОУ СОШ № 1пгт. Троицко-Печорск осуществлялось профильное обучение 38 учащихся 10-го класса, в этом учебном году процент охвата профильным обучением повысится за счет открытия профильных 10 - ых классов, но для ОУ должно быть главным результативность профильного обучения в определении дальнейшей образовательной траектории выпускников школы.
Результаты учебной деятельности образовательных учреждений по итогам 2011-2012 учебного года представлены следующим образом: уровень обученности составляет 97,6 %, отрицательная динамика в сравнении с прошлым учебным годом; качество знаний обучающихся составляет 32, 4 % (2011 г. - 32 %)
Похвальные листы за отличную учебу вручены 13 обучающимся из 6 ОУ. Отлично закончили школу 29 обучающихся. Похвальные грамоты «За особые успехи в изучении отдельных предметов» по итогам учебного года и результатам государственной (итоговой) аттестации вручены 6-ти выпускникам 9-х классов, 12-ти выпускникам 11-х классов. С золотой медалью «За особые успехи в учении» закончила 1 выпускница МБОУ СОШ № 2 пгт. Троицко-Печорск.
По сравнению с прошлым учебным годом увеличилось количество обучающихся, оставленных на повторный курс обучения 18.
По сравнению с прошлым учебным годом увеличилось количество обучающихся, закончивших школу со справкой - 13 человек.
8 обучающихся условно переведены в следующий класс.
По данным результатам можно сделать вывод, что мы не воздействуем на процесс качества образования ни с позиции организационно - управленческой деятельности, ни с позиции обеспечения методического сопровождения образовательной деятельности. Вроде бы работаем, планируем, контролируем, проводим семинары, совещания, а положительной динамики нет. Всем уровням, начиная от учителя, заканчивая управленцами муниципального уровня, методической службе нужно найти ответы на вопросы «Кто виноват в таких результатах? и Что делать?». Только «не сводить стрелки» на одних учеников.
Содержание образования на всех ступенях обучения в основном обеспечено учебниками. По данным инвентаризации учебной литературы, проведенной в 2012г., средний процент обеспеченности обучающихся учебниками по району составил 97 % (в 2011году - 95 %), что выше республиканского.
Комплектование школьных библиотек учебниками осуществляется за счет поступлений из МО РК (1-2 классы, ФГОС), средств муниципального бюджета - 267,200 руб. и за счет привлечения внебюджетных ( родительских) средств.
Ежегодно говорю о том, чтобы заявки на учебники формировались вдумчиво руководителями ОУ, а итоги инвентаризации в обязательном порядке необходимо использовать для организации обмена сводным фондом учебной литературы.
С учетом планового ежегодного комплектования библиотечных фондов учебной литературой отмечается существенное снижение недостающих учебников с 950 экземпляров в 2011 году до 635 экземпляров в 2012 году. На начало 2012-2013 учебного года учащиеся 1 и 2 классов (ФГОС) обеспечены учебниками по всем предметам, за исключением УМК «Школа России» Информатикой, но работа по дополнительной заявке проведена, учебники из МО РК должны поступить; основное и среднее звено - по основным предметам обеспечены на 100 процентов, не хватает учебников по музыке и ИЗО. По данным инвентаризации учебной литературы национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта средний процент обеспеченности обучающихся общеобразовательных школ района учебниками по коми языку и литературе составил 98 % (в 2011году - 95 %).
Одной из приоритетных задач системы образования республики является создание условий для реализации основных общеобразовательных программ в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в общеобразовательных учреждениях Республики Коми.
Реализуется концепция национального образования в Республике Коми.
В ОУ района приняты меры по обеспечению изучения коми языка в начальных классах, проблемой остается отсутствие учителей коми языка в СОШ с. Усть - Илыч, Якша, Нижняя Омра.
В целом показатель охвата обучающихся изучением коми языка в ОУ района за последние три года остаётся стабильным, в 2011-2012 уч.году - изучение коми языка как государственного 820 обучающихся; коми языка как родного - 32 обучающихся; коми литература - 23 ученика; коми языка факультативно - 82 обучающихся. Отмечена небольшая положительная динамика на 4 % по сравнению с прошлым учебным годом.
В целях развития у обучающихся интереса к научной деятельности ежегодно проводятся олимпиады по предметам регионального компонента. В этом учебном году наши обучающиеся приняли результативное участие в конкурсе исследовательских работ в олимпиаде и конференции «Отечество - Земля Коми». Результат участия - 3 призовых места в республиканской олимпиаде и 1 призовое место в республиканской конференции.
В вопросах контроля качества образования важное место отводится проведению мониторинга качества знаний обучающихся по предметам учебного плана и государственной (итоговой) аттестации выпускников.
По итогам внешнего мониторинга качества знаний по предметам учебного плана, проведенного отделом образования, сделан анализ, издан итоговый приказ, через работу школьных, районных методических объединений необходимо провести работу по коррекции выявленных проблем; через внутришкольный контроль администрации ОУ - должностной контроль за качеством преподавания предметов с низкими показателями по результатам мониторинга, за коррекцией знаний обучающихся.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся IX классов, проводимая с участием РЭК, была организована во всех общеобразовательных учреждениях района по двум обязательным предметам, выбору обучающихся сдавали выпускники 1: химия, обществознание, биология, география.
В целях развития у обучающихся интереса к научной деятельности ежегодно проводятся олимпиады по предметам регионального компонента. В этом учебном году наши обучающиеся приняли результативное участие в конкурсе исследовательских работ в олимпиаде и конференции «Отечество - Земля Коми». Результат участия - 3 призовых места в республиканской олимпиаде и 1 призовое место в республиканской конференции.
В вопросах контроля качества образования важное место отводится проведению мониторинга качества знаний обучающихся по предметам учебного плана и государственной (итоговой) аттестации выпускников.
По итогам внешнего мониторинга качества знаний по предметам учебного плана, проведенного отделом образования, сделан анализ, издан итоговый приказ, через работу школьных, районных методических объединений необходимо провести работу по коррекции выявленных проблем; через внутришкольный контроль администрации ОУ - должностной контроль за качеством преподавания предметов с низкими показателями по результатам мониторинга, за коррекцией знаний обучающихся.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся IX классов, проводимая с участием РЭК, была организована во всех общеобразовательных учреждениях района по двум обязательным предметам, выбору обучающихся сдавали выпускники 1: химия, обществознание, биология, география.
В целом анализ организации и проведения ЕГЭ в 2012 году выявил проблему увеличения количества обучающихся, не преодолевших минимальный порог баллов по математике - 19 чел.- в основные сроки, 9 человек - при повторной итоговой аттестации.
В ГИА в форме ГВЭ участвовал 1 выпускник 11 класса МОУ СОШ пст. Якша. По обязательным предметам - математика, русский язык - участник ГИА показал неудовлетворительный результат, что свидетельствует о низкой подготовке выпускника к итоговой аттестации.
Контрольно-аналитическая деятельность отдела образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский» в 2011-2012 учебном году осуществлялась согласно годовому плану работы и Положению об инспекционной деятельности отдела образования. В ходе муниципального контроля было проведено 2 комплексные проверки, 5 контрольных (повторные) по итогам комплексных, 2 тематических. По итогам инспектирования составлены Акты, изданы приказы; обеспечена индивидуальная работа с руководителями по устранению замечаний, нарушений. Проблемой в данном направлении остается типичность выявляемых замечаний, нарушений, отсутствие исполнительской дисциплины администраций ОУ в работе с приказами отдела образования, примерными положениями, методическими рекомендациями; несвоевременность предоставления отчетов об исполнении Актов по итогам проверки, некачественное предоставление отчетной информации в ходе проверки.
В 2012г. управлением по надзору и контролю МО РК проведено комплексное инспектирование отдела образования и 5 образовательных учреждений. В ходе проверки были выявлены порядка 17 нарушений обязательных требований, или требований, установленных муниципальными правовыми актами. В установленные сроки нарушения устранены, руководители получили уведомления, что нарушения сняты с контроля. В 2013 г. согласно плану Управления по надзору и контролю МО РК проверкой будут охвачены ДОУ пст. Мылва, с.Усть - Илыч, Комсомольск - на - Печоре; СОШ пст. Якша, с.Усть - Илыч; ООШ пс. Знаменка, пст. Нижняя Омра; МОУ ДОД «ЦВР».
Министерство образования Республики Коми проводит политику, направленную на развитие дополнительного образования детей, в апреле 2012г. было проведено совещание «Модернизация системы дополнительного образования в Республике Коми», где представлен анализ состояния дополнительного образования и перспективы его развития.
По отрасли «Образование» на территории республики организуют деятельность 40 центров, среди них и МОУ ДОД «ЦВР». В помещениях ЦВР созданы комфортные условия для организации работы объединений. Образовательные услуги, предоставляемые данным учреждением, являются доступными, все объединения работают на бесплатной основе, реализуются программы 6 направленностей с охватом 642 обучающихся.
Наибольшее количество детей посещают кружки художественно - эстетической направленности (53%), на втором месте по численности воспитанников занимают объединения по интересам физкультурно - оздоровительной направленности (27%), далее научно - технической (5%), социально - педагогический (4%), туристско - краеведческой (2%) и эколого-биологической (1%).
Обучающиеся, посещающие объединения дополнительного образования, активно и успешно участвуют в творческих конкурсах районного и республиканского уровней, реже -всероссийского уровня.
Вместе с тем, существуют и проблемы: материально - техническая база в основном обновляется за счет внебюджетных средств, отсутствуют кадровые, материальные ресурсы для открытия новых объединений. Необходимо оснащение Центра компьютерной техникой, обеспечением выхода в Интернет для обеспечения возможности использования в образовательном процессе современных технологий обучения. В учреждениях дополнительного образования на сегодняшний день необходима разработка авторских программ дополнительного образования, которые бы способствовали обновлению содержания дополнительного образования, развитию творческого потенциала и повышению профессиональной квалификации педагогов.
Возможно, выше перечисленные проблемы являются причинами, по которым уровень удовлетворенности населения качеством предоставления услуги невысок и значительной положительной динамики не наблюдается.
Процент учащихся, охваченных внеурочной деятельностью, в 2011 - 2012 уч.г. составил 39% от общего количества обучающихся (553), что на 6% больше по сравнению с прошлым годом, но признаемся, что показатель невысок.
Внеурочная деятельность ставит перед собой две задачи - обеспечение занятости детей в целях профилактики правонарушений и развитие различного рода способностей детей.
В рамках модернизации системы дополнительного образования определены следующие задачи:
- открытие новых направлений;
- расширение возрастного диапазона программ, начиная с предшкольной подготовки и заканчивая предпрофильным обучением;
- увеличение доли дополнительных образовательных программ, рассчитанных на реализацию от 3 лет и более;
- активное освоение различных образовательных технологий;
- расширение спектра дополнительных программ с правом выбора индивидуального маршрута;
- интеграция общего и дополнительного образования, основанная на идее сохранения единого образовательного пространства в целях реализации задач обеспечения внеурочной занятостью детей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС.
Значительное внимание отделом образования было уделено проведению районных мероприятий, всего для учащихся и воспитанников образовательных учреждений было проведено 18 районных конкурсов с охватом 731 человек.
Мероприятия школьного, муниципального уровня с детьми выявляют талантливых детей.
Работа с одарёнными детьми осуществляется в соответствии с муниципальными программами:
1)Долгосрочной целевой программой «Развитие образования на территории муниципального района «Троицко - Печорский» на 2011 - 2015 годы», Подпрограммой «Развитие воспитания в образовательных учреждениях МР «Троицко - Печорский»;
2)«Дети Троицко - Печорского района», подпрограмма «Одарённые дети».
В рамках реализации направления «Поддержка талантливой молодежи» 1 обучающийся нашего района был удостоен Малой нобелевской премии Республики Коми, 40 обучающихся из 5 образовательных учреждений района награждены премией главы района, на Новогоднюю елку главы муниципального района были приглашены 25 обучающихся, за счет муниципального бюджета обеспечено участие 8 учащимся в Новогодней елке Главы Республики Коми, 1 учащемуся в Москве в Кремлевской Елке.
Поездкой на республиканский Выпускной бал г. Сыктывкар поощрены 10 выпускников 11 классов, за счет средств республиканского бюджета 9 путевок выделено для категории «одаренные дети» в ДОЛ.
Анализ работы с одаренными детьми за прошедший учебный год обозначает те же проблемы, которые были озвучены по итогам предыдущего года, в целом ситуация не изменилась и остались такие проблемы, как:
1. Отсутствие системы работы по поиску и поддержке талантливых детей, включающая мероприятия по выявлению, психологическому сопровождению, организации мониторинга достижений и т.д. Отсутствие системы работы по подготовке к конкурсам, мероприятия, олимпиадам. Не на должном уровне осуществляется методическое сопровождение данного направления от отдела образования.
2. Формирование банка данных одаренных детей. Положение либо порядок о праве отнесения какого-либо школьника к данной категории отсутствует. Не проведена работа по разработке документов, обеспечивающих единый подход в ОУ района к поиску, выявлению и развитию одаренности. Разработанные в образовательных учреждениях района подпрограммы «Одаренные дети» в основном дублируют перечень районных мероприятий, анализ подводится с точки зрения результативности участия обучающихся.
3. Недостаточное финансирование мероприятий подпрограммы «Одаренные дети».
4. Низкая скорость Интернет и недостаточные технические данные компьютерного оборудование.